Немного о данном сайте

Автор сайта.

Добрый день! Я очень рад, что Вы нашли время и заглянули на мою новую страничку, посвящённую советским лётчикам-асам, участникам воздушных войн периода 1936 - 1953 годов минувшего века.

Данный проект является логическим продолжением уже известного сайта "Красные соколы", но и несколько отличается от него. На страницах данного сайта будут предоставлены в электронном виде материалы сборника М. Ю. Быкова - "Советские асы 1941 - 1945 гг.   Победы Сталинских соколов", с некоторыми дополнениями и исправлениями. Таким образом, это будет своего рода "Энциклопедия советский лётчиков-асов", включающая фото лётчика (по возможности), короткую биографическую справку, список воздушных побед и профили самолётов (работы М. Быкова, А. Казакова, И. Злобина и др). Данный проект включает список лучших воздушных бойцов сбивших лично 5 и более самолётов противника во всех основных военных конфликтах 20-го века: с 1936 по 1953 год, то есть начиная с Испании и заканчивая Кореей. Данные о победах в Испании взяты из материалов Сергея Абросова, о победах на Халхин-Голе - из материалов Ю. М. Свойского, о победах в Великой Отечественной войне - из материалов М. Ю. Быкова, о победах в Корее - из материалов И. А. Сейдова.

Будут публиковаться и материалы по истории военной авиации из различных печатных изданий: журналов, книг и газет. Для того чтобы не обижать авторов этих статей, информация будет браться из старых (как правило, уже давно прочитанных) изданий. При этом, фамилии авторов и первоисточники будут обязательно указаны.

Внимательные читатели обратят внимание на то, что данные о победах многих советских асов, приведённые на данном сайте, значительно отличаются от официальных данных публикуемых в различных источниках. Как правило, эти данные берутся из наградных листов лётчиков. Однако, как показывает практика, не вся информация в наградных листах является достоверной и объективной. Именно к такому выводу и пришёл Михаил Быков, внимательно изучая и анализируя соответствующие материалы и сравнивая их с данными из других документов. Вот что он думает по этому поводу:

"При изучении наградных листов лётчиков-истребителей на ОБД "Подвиг народа", я пришёл к некоторым выводам, которыми хочу поделиться с заинтересованным сообществом.

- При сборе информации о воздушных победах пилотов обращать внимание следует в основном на те их них, которые одержаны в том же самом полку, в штабе которого составляется наградной. Причём наибольшую ценность представляют листы, составленные "по горячим следам" - по итогам какого-то боевого периода или операции. Все перечисления предыдущих заслуг, как правило, содержат массу ошибок, неточностей и откровенных приписок, особенно когда речь идет о достижении пилота в каких-то других полках, где он служил до прихода в часть, где его представляют к награде. Такие данные - когда, скажем, представляют в 1943 - 1944 году в одном полку, а перечисляют заслуги за 1941 - 1942 годы в других - имеют, как правило, нулевую достоверность и ценность. Это в полной мере относится и к наградным листам на ГСС. В принципе, это объяснимо: в штабе в другом полку, на другом фронте, в другое время, документам просто и взяться неоткуда, всё, в основном, писалось со слов лётчиков, по памяти, а они особо не скромничали. Лётные книжки были у единиц (судя по воспоминаниям). Так что брать за истину такие данные нельзя, надо проверять по документам (если они есть, конечно).

- Групповые победы лётчиков, особенно одержанные давно и в других частях, как правило, переквалифицируются в личные, причём при этом тот же самый самолёт, сбитый в группе, согласно оперативным и другим документов полков и дивизий, может спокойно фигурировать как личная победа при награждении нескольких пилотов.

- Приблизительно та же картина с категориями "подбит/сбит". Самолёт, фигурирующий как подбитый, в наградных часто "превращается" в сбитый. Причём эта "трансформация" может произойти и при последовательных награждениях. Скажем, если в наградном на первый орден вражеский самолёт записан повреждённым, "задымившимся и ушедщим со снижением" и тому подобное, то при последующих награждениях он уже в 99% случаев учитывается как достоверная победа.

- В ряде случаев в наградных листах при перечислении прошлых заслуг лётчиков (то есть тех, за которые они были награждены ранее) показатели значительно завышаются, при том что те заслуги, за которые лётчик представляется к награде непосредственно согласно данному листу, отражены вполне адекватно. При попытке суммировать эти данные, не прибегая к проверке по предыдущим наградным листам, получается итоговый боевой счёт, значительно превышающий документальный.

В качестве иллюстрации приведу пример с наградами Героя Российской Федерации Монетова Николая Александровича, который за период Великой Отечественной войны получил 5 орденов Красного Знамени, а после войны ему посмертно было присвоено звание Героя России.

В наградном листе на первый ОКЗ говорится, что в период лета 1943 года Монетов сбил лично 3 самолёта противника, в группе 5, за что и представляется к награде. Эти цифры полностью соответствуют документам ЦАМО. Но дальше будет интересней. В наградном листе на второй ОКЗ сказано, что лётчик представляется к награде за 5 лично сбитых самолётов, и это также полностью бьётся с документами ЦАМО. Но там же, в наградном на 2-й ОКЗ, написано, что первым орденом Монетов был награждён за 4 личных и 6 групповых побед. Таким образом, если сложить цифры, получается что общий счёт Монетова на тот момент был 9 + 6, тогда как по двум наградным и документам ЦАМО получается только 8 + 5. Дальше больше. В наградном листе на третий ОКЗ говорится что Монетов представляется за 5 лично сбитых самолётов, и это тоже соответствует документам. Но в том же тексте третьего наградного читаем уже, что предыдущими орденами лётчик награждён не за 8 + 5 (как было на самом деле) и даже не за 9 + 6, а уже за 10 личных и 10 групповых побед!

Таким образом, при сложении цифр из 3-го листа получается, что боевой счёт Монетова должен быть уже 15 + 10. Тогда как если брать цифры из всех трёх наградных и складывать, выходит 13 + 5, что полностью соответствует данным документов ЦАМО. Видимо, при посмертном представлении и награждении Монетова звездой ГРФ, чиновники Минобороны поленились проанализировать все документы, а оперировали только цифрами из последних наградных, так как ГРФ дали именно за 15 + 10 побед... И этот случай далеко не единственный.

- Ну и, конечно, в наградных листах имеется масса ошибок и опечаток в датах, путаница с типами сбитых и так далее. Так что конечно данные оперативных и отчётных документов штабов авиаполков и вышестоящих структур практически всегда точнее и имеют приоритет при противоречиях.

Что же касается групповых побед, то в большинстве случаев общее количество, итог групповых побед лётчиков, приводимое (как правила, просто цифрой, без раскладки по датам, типам сбитых самолётов и так далее) в документах - наградных листах, аттестациях, боевых характеристиках, итогах боевой работы частей и соединений и прочих разного рода отчётах и списках - на поверку крайне часто оказываются взятым "с потолка". Проще говоря - вымышленным, абсолютно не соответствующим положению дел в оперативной хронике. Получается, что в ряде случаев их просто "пририсовывали" к личному счёту лётчика дабы придать ему больший вес или "добрать" необходимую норму сбитых для какой-либо награды. Поэтому я фактически перестал рассматривать групповые победы в качестве серьёзного показателя".

Исходя из вышеизложенных соображений, реальные боевые счета многих советских асов значительно отличаются от официально приписанных им в наградных листах. Эти обстоятельства и будут учитываться на страницах данного сайта.

Поскольку работа над любым проектом носит творческий характер (если она не сводится к простому клонированию уже готового сайта и использования его в собственных коммерческих целях, что иногда случается), прошу уважать и мой скромный труд. При использовании материалов данного сайта следует делать соответствующую ссылку, а не просто копировать материалы на страницы других проектов.

Просьба ко всем читателям, имеющим дополнительную информацию по данной тематике (различные статьи, фотографии лётчиков и их самолётов, рисунки) и желающим помочь в дальнейшем совершенствовании данного проекта, связаться со мной по нижеуказанному адресу, воспользоваться прямой кнопкой "Обратная связь" или "Гостевая книга".

Все тексты статей на данном сайте будут оптимизироваться под стандартный 19" монитор с расширением 1280 х 1024, обозреватели Mozilla Firefox и Internet Explorer 8.

Мой адрес для обратной связи: E-mail "am_abramov@mail.ru"


Главное меню  |  Новости сайта и интересные ссылки  |  Библиотека  |  Обратная связь


    © 2012 г.  Советские лётчики - асы.  Герои воздушных войн 1936 - 1953 гг.
    При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна !

Hosted by uCoz